Вежливый ребенок

Каждый из нас имеет общее представление о том, как учить ребенка вежливому обращению, и, пожалуй, нет таких родителей, которые не прилагали бы к этому усилий. Так почему же порой наши старания дают обратный результат?
Мы прилежно до нудности твердим нашему чаду: скажи спасибо, поздоровайся, извинись немедленно, не перебивай, не груби… И надеемся, что наши нотации рано или поздно возымеют свое действие, породив сногсшибающий положительный эффект. Но часто мы забываем при этом, что гораздо красноречивее всех слов и нотаций наш собственный пример.
Если миллион раз повторять ребенку, что нужно говорить “здравствуйте” знакомым людям, но при этом демонстративно игнорировать соседку, с которой два года назад случился давно забытый всеми конфликт, то ваш урок совершенно напрасен. Ребенок будет учиться на ваших поступках, а не на словах.
Иногда о словах вежливости забывают очень импульсивные дети, которым трудно усидеть на одном месте и надолго удержать внимание на чем-нибудь определенном. При этом ребенок совершенно не хочет хулиганить или выставлять в дурном свете воспитательные навыки родителей – просто в нем кипит слишком много энергии. В этом случае взрослому следует запастись терпением и всякий раз останавливать торопыгу, чтобы поначалу произнести “волшебные” слова за него и так постепенно приучить к хорошим манерам.
У каждой семьи свои правила домашнего этикета. В одном доме принято обязательно, не взирая на обстоятельства, садиться за стол только всем вместе и не вставать из-за стола, пока все не поедят; в другом — благодарить друг друга за каждый пустяк; в третьем - торжественно прощаться со всеми членами семьи перед сном. Как правило, дети легко усваивают домашние “правила игры” и с удовольствием следуют им. Так постепенно, естественным образом формируются хорошие манеры и у самого ребенка.
Но время от времени каждому человеку, а уж тем более ребенку, хочется взять тайм-аут и освободиться от необходимости подчиняться заведенному порядку. Накопившаяся усталость, недовольство собой или окружающими - да мало ли может быть причин! Если вовремя не понять этой слабости и не сделать временную поблажку, протест малыша может принять более широкие масштабы. Демонстративный уход из-за стола, недовольный взгляд вместо “спасибо” - в данном случае вовсе не недостаток воспитания, а откровенный вызов. Понять это – значит, оставить и себе, и ребенку возможность для отступления, не дать мимолетному недоразумению перерасти в конфликт.
Каждому из нас приходилось в жизни употреблять не самые изысканные выражения в моменты гнева, обиды, боли. Но это отнюдь не означает, что все мы поголовно невоспитанны и невежливы. Малыши часто начинают бездумно произносить первые нецензурные слова в возрасте 2,5-3 лет. Для них узнавание чего-то нового (в том числе и новых слов) - это непременно ступенька вверх, к взрослению, новый этап развития. Если вы не будете реагировать криком или наказанием на такие действия, малыш довольно быстро забудет о новинках своего лексикона. Однако ребенок не захочет отказываться от плохих слов, если в его окружении есть постоянные носители такой лексики. Присмотритесь к окружению своего чада и решайте вопрос о сквернословии вместе с родителями “виновника”. Другая частая причина привязанности детей к “плохим” словам – ваш неумеренный экзальтированный протест по этому поводу.
Чувство благодарности можно отнести к разряду “взрослых”. Действительно, оценить по достоинству чьи-то усилия может только зрелый человек. Но благодарить нам приходится очень часто “чисто автоматически”, поэтому и ребенок должен уметь делать это. Только тогда не путайте слов благодарности с одноименными чувствами! Ребенок (как и взрослый) может далеко не всегда испытывать искреннюю признательность, отделавшись дежурными фразами. Надо ли корить его за это? Ведь вы сами добивались в первую очередь автоматизма вежливости?
Отдельно стоит поговорить о подарках. Нередко бывает так, что когда гости уходят и есть время рассмотреть подарки, кто-то из домашних может мимоходом проронить “Ерунда, дешевка”. Если на подарок взрослые смотрят, как на вещь, прежде всего имеющую денежный эквивалент, и не стесняются обсудить, насколько щедрым оказался тот или иной даритель, то отношение ребенка к подаренным вещам будет весьма определенным. Но, будучи ребенком, вряд ли он сможет и захочет сдерживать свои негативные эмоции, в то время когда родители будут рассыпаться в лицемерных умилениях.
Итак, родителям на заметку:
• Если вы хотите научить ребенка всегда отвечать на добрые знаки внимания в его адрес, слова вежливости должны появиться в его словаре как можно раньше - уже тогда, когда он только учится говорить. Обращаясь к нему с просьбой, всегда начинайте фразу со слов “пожалуйста” и заканчивайте ее словом “спасибо”.
• Используйте любые поводы, события в семье, чтобы по достоинству оценить чей-то поступок.
• Старайтесь не обсуждать при детях других людей, особенно когда ваши оценки носят негативный характер.
• Чаще проявляйте благодарность ребенку даже за незначительные поступки. За то, что он был послушным, терпеливым, когда стояли в очереди, за его сдержанность в конфликтной ситуации, за послушание, за оказанный знак внимания.
• Не стесняйтесь признавать перед малышом свои ошибки, но делайте это легко, без “трагедий”. Если он никогда не слышал в свой адрес извинений, ему сложнее будет понять смысл этого действия.
• Не забывайте поощрять ребенка за то, что он был вежливым и старался соблюдать все правила, которым вы его научили.

Автор: Лидия Михайлова