Ребенок, самозабвенно читающий интересную книгу, – это ли не идиллическая картинка, желанная для любой семьи? Вот только почему-то именно ваш сын совсем не горит желанием взять с полки томик Жюля Верна, а вашей дочке совсем не интересны приключения Алисы в Стране Чудес.
Мой ребенок не читает…. Звучит довольно безнадежно. Но давайте разберемся, что именно стоит за этими словами в каждом конкретном случае. Говоря о чтении, важно определиться, что именно вы хотите от своего ребенка – освоения навыков чтения, знакомства с литературой или же увлеченности, тяги к процессу самостоятельного чтения. Все эти задачи, хотя и тесно связаны между собой, имеют различные пути решения.
Буковки в слова не складываются
Родители, увлеченные идеей раннего развития, обычно начинают знакомить ребенка с буквами довольно рано. Действительно в первые годы своей жизни малыш впитывает в себя информацию как губка, поэтому трудно не поддаться искушению и не разложить перед ним карточки с буквами или со словами по методике Глена Домана. За буквами следуют слоги. Тут на помощь родителям часто приходят популярные сейчас кубики Николая Зайцева.
Почему же, имея на вооружении новые методики, мамы и папы все равно нередко сталкиваются с тем, что их дети никак не могут научиться читать, плохо запоминают буквы?
Дело в том, что, помимо желания родителей, существуют объективные факторы психофизиологического развития. Готовность мозга воспринимать процесс чтения у каждого ребенка достаточно индивидуальна, кто-то все схватывает налету, а у кого-то чтение так и застревает на этапе «по слогам». Причем это ни в коей мере не говорит об уровне интеллекта – ребенок может с легкостью запоминать стихи и пересказывать в лицах прослушанные сказки, прекрасно лепить и рисовать, успешно общаться со сверстниками.
В такой ситуации спешить не стоит. Если ваше желание заинтересовать ребенка наткнулись на его равнодушие или откровенное нежелание, не форсируйте события, отложите обучение на неделю, на месяц, на два. В противном случае вы рискуете вообще отбить охоту брать книгу в руки. Чтение не должно ассоциироваться у ребенка с нудной рутиной, ограничением времени для игр и развлечений, родительским давлением и раздражением.
Но ни в коем случае не оставляйте идею сделать следующую попытку. Когда ребенок будет готов для того, чтобы освоить процесс чтения, вы почувствуете это, и тогда дело пойдет быстрее, не нужно будет тратить на это так много времени, сил и нервов.
Вместо книги хочу мультик
И все-таки самой волнующей проблемой, с которой сталкиваются родители, становятся не навыки чтения, которые к семи-восьми годам получают практически все дети, а формирование у ребенка потребности к самостоятельному чтению. Как пробудить в нем любовь к этому процессу, как помочь прочувствовать все то удовольствие, которое приносит погружение в мир книг?
Так и хочется сказать: эх, а вот я!.. Уже в пять лет (четыре, три, два года и девять месяцев – нужное подчеркнуть) читал сам, запоем, меня оторвать от книги не могли!
Но все родители рано или поздно приходят к удивительному открытию – ребенок отнюдь не маленькая копия тебя самого, а совершенно другой человек.
Современные дети не обделены источниками информации. К их услугам телевизор, диски с фильмами и мультиками, компьютер. Именно их они нередко предпочитают знакомству с книгой.
Зато книги умеют пробуждать воображение, заставляют создавать образы, мечтать, думать, фантазировать!.. Именно этим и нужно воспользоваться.
Сначала читайте вместе с детьми. Сами, вслух и как можно больше. В ваших силах выбирать самое интересное, на что-то обращать внимание. Ненавязчиво заманивая, вы увлечете будущего читателя.
Затем научите ребенка «играть с книгой» – жить жизнью ее героев, подробно представляя себе какие-то сцены, разыгрывать их, повторяя за главным героем его коронную фразу... Или, наоборот, пролистнуть то, что сейчас почему-то не вызывает интерес (детальное описание сражения или затянувшуюся романтическую сцену), и читать именно то, что хочется. Когда он научится всему этому, он сам схватится за книгу, потому там для него откроется целый мир фантазий и приключений.
А еще вспомните о том, что дети в большинстве случаев повторяют семейные привычки, кто-то раньше, кто-то позже. Давно ли вы сами читали что-то, кроме журналов и газет? Часто ли ребенок видит вас с книгой в руках? Вольно или невольно родительское поведение перенимается, и если малыш только и слышит о том, как замечательно читать, а живого примера перед глазами у него нет, все ваши увещевания будут иметь эффект, близкий к нулевому.
Но в то же время не надо из книги делать культа. Пусть ребенок утащит заинтересовавшее его произведение на кухню или в туалет, пусть валяется в кровати, рассматривая картинки и читая понравившиеся куски. К чтению в семье должны относиться как к празднику, удовольствию, а не как к тягостной обязанности.
От Толстого к Гарри Поттеру
Вроде бы, кажется, столько интересных рассказов и стихов, увлекательных повестей и захватывающих романов ждет наших детей! В школе задали три главы «Войны и мира», давно пора бы познакомить пытливый ум с творчеством Бориса Пастернака. А он сидит и в третий раз перечитывает пятую книгу «Гарри Поттера» или целый день листает «Хроники Нарнии».
Возникает ощущение, что время уходит. А ведь так хочется приобщить подростка к хорошей литературе!
Запрещать «любимое чтиво» нет смысла, все равно ребенок найдет способ им воспользоваться. Возможно, в этом случае лучшими помощниками станут аудиокниги.
Их использование даст возможность познакомить нерадивое чадо с шедеврами мировой литературы и без напряжения и воплей «я в шоке от толстовских фраз» освоить программу средней школы. Ведь в наших образовательных учреждениях действительно подчас задают слишком много.
Кроме того, при прослушивании развивается аудиальный канал восприятия информации, который очень пригодится в школе, где изо дня в день необходима способность к концентрации внимания на объяснениях учителя.
Аудиокниги станут выходом и для тех детей, которым не рекомендуется на данном этапе напрягать зрение (например, по состоянию здоровья).
Какая именно книга пробудит интерес к чтению у вашего ребенка, предсказать невозможно, у каждого свои поводы для радости. То, что понравится одному, совершенно не пойдет у другого. Но ребенок, который открыл для себя, какое удовольствие может доставить хорошая литература, который прочувствовал это, уже никогда от книги не откажется.
Автор: Ирина Сополева
Мой ребенок не читает…. Звучит довольно безнадежно. Но давайте разберемся, что именно стоит за этими словами в каждом конкретном случае. Говоря о чтении, важно определиться, что именно вы хотите от своего ребенка – освоения навыков чтения, знакомства с литературой или же увлеченности, тяги к процессу самостоятельного чтения. Все эти задачи, хотя и тесно связаны между собой, имеют различные пути решения.
Буковки в слова не складываются
Родители, увлеченные идеей раннего развития, обычно начинают знакомить ребенка с буквами довольно рано. Действительно в первые годы своей жизни малыш впитывает в себя информацию как губка, поэтому трудно не поддаться искушению и не разложить перед ним карточки с буквами или со словами по методике Глена Домана. За буквами следуют слоги. Тут на помощь родителям часто приходят популярные сейчас кубики Николая Зайцева.
Почему же, имея на вооружении новые методики, мамы и папы все равно нередко сталкиваются с тем, что их дети никак не могут научиться читать, плохо запоминают буквы?
Дело в том, что, помимо желания родителей, существуют объективные факторы психофизиологического развития. Готовность мозга воспринимать процесс чтения у каждого ребенка достаточно индивидуальна, кто-то все схватывает налету, а у кого-то чтение так и застревает на этапе «по слогам». Причем это ни в коей мере не говорит об уровне интеллекта – ребенок может с легкостью запоминать стихи и пересказывать в лицах прослушанные сказки, прекрасно лепить и рисовать, успешно общаться со сверстниками.
В такой ситуации спешить не стоит. Если ваше желание заинтересовать ребенка наткнулись на его равнодушие или откровенное нежелание, не форсируйте события, отложите обучение на неделю, на месяц, на два. В противном случае вы рискуете вообще отбить охоту брать книгу в руки. Чтение не должно ассоциироваться у ребенка с нудной рутиной, ограничением времени для игр и развлечений, родительским давлением и раздражением.
Но ни в коем случае не оставляйте идею сделать следующую попытку. Когда ребенок будет готов для того, чтобы освоить процесс чтения, вы почувствуете это, и тогда дело пойдет быстрее, не нужно будет тратить на это так много времени, сил и нервов.
Вместо книги хочу мультик
И все-таки самой волнующей проблемой, с которой сталкиваются родители, становятся не навыки чтения, которые к семи-восьми годам получают практически все дети, а формирование у ребенка потребности к самостоятельному чтению. Как пробудить в нем любовь к этому процессу, как помочь прочувствовать все то удовольствие, которое приносит погружение в мир книг?
Так и хочется сказать: эх, а вот я!.. Уже в пять лет (четыре, три, два года и девять месяцев – нужное подчеркнуть) читал сам, запоем, меня оторвать от книги не могли!
Но все родители рано или поздно приходят к удивительному открытию – ребенок отнюдь не маленькая копия тебя самого, а совершенно другой человек.
Современные дети не обделены источниками информации. К их услугам телевизор, диски с фильмами и мультиками, компьютер. Именно их они нередко предпочитают знакомству с книгой.
Зато книги умеют пробуждать воображение, заставляют создавать образы, мечтать, думать, фантазировать!.. Именно этим и нужно воспользоваться.
Сначала читайте вместе с детьми. Сами, вслух и как можно больше. В ваших силах выбирать самое интересное, на что-то обращать внимание. Ненавязчиво заманивая, вы увлечете будущего читателя.
Затем научите ребенка «играть с книгой» – жить жизнью ее героев, подробно представляя себе какие-то сцены, разыгрывать их, повторяя за главным героем его коронную фразу... Или, наоборот, пролистнуть то, что сейчас почему-то не вызывает интерес (детальное описание сражения или затянувшуюся романтическую сцену), и читать именно то, что хочется. Когда он научится всему этому, он сам схватится за книгу, потому там для него откроется целый мир фантазий и приключений.
А еще вспомните о том, что дети в большинстве случаев повторяют семейные привычки, кто-то раньше, кто-то позже. Давно ли вы сами читали что-то, кроме журналов и газет? Часто ли ребенок видит вас с книгой в руках? Вольно или невольно родительское поведение перенимается, и если малыш только и слышит о том, как замечательно читать, а живого примера перед глазами у него нет, все ваши увещевания будут иметь эффект, близкий к нулевому.
Но в то же время не надо из книги делать культа. Пусть ребенок утащит заинтересовавшее его произведение на кухню или в туалет, пусть валяется в кровати, рассматривая картинки и читая понравившиеся куски. К чтению в семье должны относиться как к празднику, удовольствию, а не как к тягостной обязанности.
От Толстого к Гарри Поттеру
Вроде бы, кажется, столько интересных рассказов и стихов, увлекательных повестей и захватывающих романов ждет наших детей! В школе задали три главы «Войны и мира», давно пора бы познакомить пытливый ум с творчеством Бориса Пастернака. А он сидит и в третий раз перечитывает пятую книгу «Гарри Поттера» или целый день листает «Хроники Нарнии».
Возникает ощущение, что время уходит. А ведь так хочется приобщить подростка к хорошей литературе!
Запрещать «любимое чтиво» нет смысла, все равно ребенок найдет способ им воспользоваться. Возможно, в этом случае лучшими помощниками станут аудиокниги.
Их использование даст возможность познакомить нерадивое чадо с шедеврами мировой литературы и без напряжения и воплей «я в шоке от толстовских фраз» освоить программу средней школы. Ведь в наших образовательных учреждениях действительно подчас задают слишком много.
Кроме того, при прослушивании развивается аудиальный канал восприятия информации, который очень пригодится в школе, где изо дня в день необходима способность к концентрации внимания на объяснениях учителя.
Аудиокниги станут выходом и для тех детей, которым не рекомендуется на данном этапе напрягать зрение (например, по состоянию здоровья).
Какая именно книга пробудит интерес к чтению у вашего ребенка, предсказать невозможно, у каждого свои поводы для радости. То, что понравится одному, совершенно не пойдет у другого. Но ребенок, который открыл для себя, какое удовольствие может доставить хорошая литература, который прочувствовал это, уже никогда от книги не откажется.
Автор: Ирина Сополева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии