Сказка везира

Рассказывают,– начал везир,– что в городе Каире жил великий падишах и было у него два сына. Однажды шах оглянулся на дела, творимые коварным роком и несправедливой судьбой, и увидел, что всё в мире непрочно и непостоянно и все – во власти судьбы: шах и нищий, бедняк и богач. И он решил отдать одного из своих сыновей в ученики к портному и сказал ему:
– Ремесло всегда пригодится человеку. Ведь говорят же, что лучше хоть немного знать ремесло, чем иметь сто мешков золота.
И вот в течение короткого времени сын падишаха стал таким портным, что никто в Каире не мог сравниться с ним в искусстве шитья.
Когда падишах умер, на престол вступил его старший сын. А тот сын, который стал портным, испугавшись за свою жизнь, бежал из города.
Как раз в это время проходили паломники, направлявшиеся к Каабе (Кааба - святилище мусульман в Мекке; в одной из наружных стен этого храма вделал черный камень, считающийся священным).
Он затерялся в их толпе и пошел вместе с ними.
Пришли они к Каабе. Совершая вместе со всеми паломниками обряд обхождения вокруг священной мечети, шахзаде (Шахзаде - царский сын, принц) вдруг наступил на какой-то, твердый предмет. Он нагнулся и увиде) кошелек. Шахзаде быстро поднял его с земли, привязал к поясу и как ни в чем не бывало зашагал дальше.
Через некоторое время он увидел, что какой-то ходжа держит в каждой руке по камню, бьет ими себя в грудь и причитает:
– О, горе мне! Я потерял кошелек, а в нем находилось все, что я сумел приобрести с юношеских лет. О, если бы кто-нибудь из мусульман нашел кошелек и вернул бы его мне во имя любви к Аллаху и в знак благоговения пред священной Каабой! И пусть тогда половина находки так же послужит ему на благо, как молоко его матери.
И он продолжал бить себя камнями в грудь.
При виде этого несчастного сердце шахзаде сжалось от сострадания. Он понял, что найденный им кошелек принадлежит этому человеку.
Разве несметные богатства моего отца принесли мне счастье? – подумал шахзаде.– Так зачем же мне этот кошелек? Лучше я верну его и не буду причиной слез этого бедняги .
Он подошел к человеку, потерявшему кошелек, и сказал:
– О ходжа! Не плачь. Твой кошелек нашел я. Он у меня.
Ходжа сразу же вцепился в него.
– Где? – закричал он.
– Что ты вцепился в меня? Не бойся, я не убегу. Вот он, твой кошелек, у меня на поясе,– сказал юноша.
Тогда ходжа взял шахзаде с собой и привел его к своему шатру. Они прошли внутрь, и ходжа сел. Юноша, вынув кошелек, положил его перед ходжой. Тот схватил кошелек, поцеловал его и прижал к груди. Затем, сломав печать, он высыпал из него содержимое. Шахзаде увидел, что кошелек был наполнен драгоценными камнями.
Ходжа разложил эти камни на две части и одну из них еще раз разделил пополам.
– О юноша! Что ты хочешь: взять вот эту маленькую часть по моей доброй воле или же две части – без моего согласия? – спросил ходжа.
– Лучше дай мне одну часть, но зато с твоим благословением,– сказал шахзаде.
Но ходжа уже передумал и еще раз разделил маленькую часть. И снова спросил:
– Какую из них ты возьмешь с моего соизволения?
Юноша опять согласился на меньшую долю. Тогда ходжа еще раз разделил эту кучку и вновь спросил:
– О юноша! Хочешь ли ты взять эту часть, или же лучше мне пойти и вымолить для тебя благословение Аллаха?
Я не воспользовался огромными богатствами моего отца. Так на что же мне эти ценности? – подумал юноша.
– О ходжа,– сказал он,– ступай и вымоли мне благословение. Я отказываюсь от всего.
Тогда ходжа встал и повел юношу за собой. Они подошли к Каабе. Ходжа вознес руки к небу и обратился к юноше:
– Скажи аминь .
Юноша сказал: Аминь .
Затем ходжа пошевелил губами, провел руками по лицу и произнес:
– Теперь ступай, юноша. Вот я и помолился за тебя. Юноша отошел немного в сторону и подумал: Клянусь Аллахом, если я вернусь в Каир, мой брат убьет меня. А что, если мне пойти с этим ходжой в Багдад?
Он вернулся и подошел к ходже:
– О ходжа! Я тоже хочу идти в Багдад. Возьми меня с собой! Я буду в пути ухаживать за твоими верблюдами.
Ходжа согласился и взял его к себе в услужение. Скоро они пришли в Багдад.
Прошло несколько дней, как они остановились в этом городе. Однажды юноша сказал ходже:
– Я знаю портняжное ремесло. Устрой меня к какому-нибудь знакомому портному, я у него поработаю.
И ходжа пристроил юношу в мастерскую к своему другу. Шахзаде перешел к нему и поселился там.
Как-то мастер дал юноше нераскроенную материю. чтобы тот сшил из нее кафтан. А мы знаем, что сын падишаха превосходил своим искусством всех портных Каира;багдадские же мастера и подавно не могли сравниться с ним.
Еще до наступления сумерек юноша скроил и сшил кафтан. Почистив, он положил его перед хозяином. Тот развернул кафтан и, рассмотрев его, увидел такую искусную работу, какой в жизни своей не видывал. Тогда он сотни тысяч раз похвалил шахзаде и его мастерство. И все багдадские портные тоже расхваливали юношу и дивились его искусству.
– О юноша,– сказал хозяин, давая ему деньги,– вот тебе плата – двенадцать золотых.
После этого юноша каждый день шил такую же одежду и получал за работу ту же плату. Вскоре он разбогател, и дела его пошли хорошо.
Случилось, что однажды ходжа и его жена повздорили между собой и сгоряча с уст ходжи трижды сорвалось слово талак (Троекратное произнесение слова талак осуществляет по мусульманскому праву развод; возобновление расторгнутого брачного союза возможно лишь в том случае, если разведенная жена выйдет замуж за другого (хотя бы фиктивно) и этот новый муж даст ей развод.)
. Ходжа тут же раскаялся; он любил свою жену и хотел вернуть ее обратно. Жена тоже была согласна.
Они пошли к кадию.
– Если после развода жена не состояла в браке с другим, вновь узаконить ваш брак нельзя,– скачал кадий.
Ходжа задумался: Кто бы согласился на короткое время стать мужем моей жены? И вдруг его осенило:
Клянусь Аллахом, я попрошу об этом того юношу, что пришел со мной. Он, кстати, и не женат. А завтра они разведутся, и я получу свою жену обратно .
Он пошел и уговорил шахзаде сочетаться браком с его женой. Вечером он оставил их вместе в темном помещении, а сам ушел.
Женщина велела принести светильник. Едва лишь она увидела шахзаде, как влюбилась в него так, словно у нее была тысяча душ и сердец. И понятно: все в юноше говорило о том, что он – сын падишаха. И юноша тоже влюбился в жену ходжи. Они принялись шутить и развлекаться друг с другом.
Потом женщина взяла юношу за руку, привела его в сокровищницу и показала богатства, хранившиеся там в сундуках. В одних лежало золото, в других – серебро, в третьих – дорогая одежда, драгоценные камни и тяжелые шелка. И каждый сундук был наполнен до отказа.
– Видишь ты эти сокровища? – спросила женщина. Так вот, знай, что все это – мое. И все богатства, какие только есть у ходжи, тоже мои. Это имущество дала ему я. Если ты не разведешься со мной и согласишься оставить меня своей законной женой, все это богатство станет твоим. А ведь силой тебя никто не заставит развестись со мной. Смотри не соглашайся на развод. Завтра придет ходжа, ты подойди к нему и поцелуй его руку. А когда он скажет:
Пойдем к кадию ,– ты спроси: Что мы будем делать у кадия? И если он скажет: Иди и разводись ,– ты отвечай: Клянусь Аллахом, если сегодня берут жену, разве подобает завтра разводиться с нею? И ему нечего будет ответить тебе.
Юноша очень обрадовался словам женщины и согласился сделать все так, как она сказала.
Наутро пришел ходжа и постучался в дверь. Юноша, вышел на стук и поцеловал ходже руку. Ходжа сказал:
– Собирайся, пойдем к кадию.
– А что нам делать у кадия? – спросил юноша.
– Как что?! Ты же должен развестись с женой!
– У нас считается постыдным взять жену и сразу же разводиться с ней,– ответил ему сын падишаха.
И сколько ходжа его ни уговаривал, юноша не соглашался. Ходжа увидел, что делать нечего. Он отправился к кадию и рассказал ему о своей беде. И кадий и все, к кому ходжа ни обращался, говорили, что по закону жена принадлежит шахзаде и что силой развести их нельзя.
Ходжа очень опечалился и впал в уныние: он сильно любил свою жену. От горя он заболел и слег в постель. Уже лежа на смертном одре, он велел позвать к себе юношу и сказал ему:
– О юноша, знаешь ли ты, о чем молился я тогда, стоя у Каабы?
– Нет, не знаю,– ответил сын падишаха.
– Вымаливая тогда у Аллаха благословение для тебя,– сказал ходжа,– я просил его еще и о другом. Я молил его: О Аллах! Сделай так, чтобы после моей смерти все мое имущество и достояние перешло к этому юноше . Так вот, юноша, знай: все, что имеется в моем доме, принадлежало раньше моей жене. Поскольку она стала теперь твоей, все мое состояние после моей смерти перейдет к тебе, а все присутствующие пусть подтвердят мою волю.
И свидетели выполнили его просьбу.
Ходжа пролежал еще три дня, а на четвертый Аллах призвал его к себе, и он переселился из обители бренности в чертог вечности. А юноша стал хозяином его имущества. И когда люди узнали про эту хитрость женщины, все были в крайнем изумлении.
Эту сказку я рассказал затем, чтобы ты знал, что женщины неспособны на любовь, согретую жаром души и сердца. Они только в случае необходимости следуют добродетели и лишь из страха перед карой шариата скромно сидят дома, обернув свои ноги подолами. А если бы не это – они своими улыбками и своим лукавством посеяли бы смуту во всем мире. Потому и говорят, что из тысячи женщин не найдешь и одной добродетельной.